Hamara
Новое ядерное соглашение с Ираном, которое готовит администрация Трампа, не будет радикально отличаться от соглашения JCPOA, заключенного Обамой в 2015 году, которое Трамп называл “худшей сделкой в истории”, – сообщает Reuters со слов восьми осведомленных источников.
Высокопоставленный источник в Тегеране сформулировал это так: “По сути ведутся переговоры о заключении JCPOA-2 с некоторыми добавками, которые позволят Трампу презентовать соглашение как победу, в то время как Иран сохранит право обогащать уран”. По словам вашингтонских источников, именно здесь лежит главная проблема: представить как “победу” соглашение, принципиально не отличающееся от “худшей сделки”, которую Трамп разорвал в 2018 году, будет для Белого дома чрезвычайно сложно.
Согласно источникам Reuters, переговоры ведутся фактически о возвращении к условиям соглашения 2015 года: Иран сможет продолжать свои ядерные исследования под контролем МАГАТЭ в рамках, согласованных с США. Улучшения будут заключаться в удлинении срока действия договора до 25 лет и усилении контроля за иранскими ядерными объектами. Ядерная инфраструктура Ирана будет ограничена до таких пределов, которые будут исключать ее использование в военных целях.
Что касается иранской ракетной программы, то Вашингтон настаивает на ее включении в орбиту переговоров, но Тегеран готов, самое большее, отказаться от производства ракет, способных нести ядерные боеголовки, – и не в рамках договора, а лишь в качестве “жеста доброй воли”.
Накопленные Ираном запасы обогащенного до 60% уровня урана должны быть переданы другой стране – обсуждаются возможности их вывоза в Россию, а Иран предлагал даже продать их США..
Иранские источники сообщили Reuters, что Иран настаивает на своем праве обогащать уран, но готов ограничить уровень обогащения 3.67% (в соответствии с условиями JCPOA) и расширить доступ инспекторов МАГАТЭ на свои объекты.
В репортаже подчеркивается, что поворот Трампа к прямым переговорам с Ираном стал “шоком” для премьер-министра Израиля Биньямина Нетанияху, который не был извещен об этих планах заранее.
Белый дом посылает противоречивые сигналы относительно требований США к Ирану. Уиткофф проводит “мягкую” линию, не выдвигая условия полного демонтажа иранской уранообогатительной промышленности, в то время как уволенный вчера советник по национальной безопасности Майкл Уолтц заявлял, что ядерная инфраструктура Ирана должна быть демонтирована полностью.
В ближайшие дни должен состояться четвертый тур переговоров по ядерному соглашению. Оман объявил вчера, что очередная встреча отложена “по логистическим причинам”, Госдепартамент США заявил что дата и место четвертого раунда переговоров еще не были утверждены американской стороной (так что говорить о переносе некорректно), переговоры состоятся “на днях”.
Ирина Жуковская