Joshua Sukoff
Правительство Украины опубликовало в четверг полный текст соглашения о совместной эксплуатации природных ресурсов, подписанного в среду в Вашингтоне первым вице-премьером Украины Юлией Свириденко и министром финансов США Скоттом Бессентом. Речь идет о рамочном соглашении на девяти страницах, из которого сложно понять, как это соглашение будет исполняться на практике.
В тексте не закреплено обязательство США оказывать военную поддержку Украине, хотя подчеркивается, что соглашение “укрепит стратегическое партнерство между сторонами (Украиной и США) в процессе долгосрочной реконструкции и модернизации Украины после крупных разрушений, вызванных полномасштабным российским военным вторжением, в стремлении к мирной, суверенной и устойчивой Украины”. Подчеркивается также, что соглашение является “демонстрацией поддержки США безопасности, процветания восстановления и интеграции Украины в глобальную экономику”.
Соглашение касается неопределенного послевоенного будущего, когда начнется восстановление ресурсных отраслей Украины, и обеспечивает преимущества американцев перед другими иностранными инвесторами при получении лицензий на разработку природных ресурсов, – но оговаривается, что на отношения Украины с ЕС ограничения не распространяются.
Соглашение предусматривает создание совместного инвестиционного фонда, в котором США и Украину будут представлять специально созданные государственные компании. Свои взносы в этот фонд Украины обязуется закреплять особой статьей государственного бюджета. Взносами США будут считаться все виды помощи Украине со дня вступления вступления в силу соглашения, включая стоимость оставляемого оружия, – но никаких упоминаний о “возмещении” уже предоставленной омощи в договоре нет.
В тексте оговорено, что исполнение соглашения не будет требовать от Украины нарушения каких-либо обязательств перед ЕС – это было одним из непременных требований Киева.
Как отмечает The New York Times, “соглашение почти наверняка достигло одной цели, которая казалась почти невозможной два месяца назад: оно связало Трампа с будущим Украины”, “аналитики согласны в том, что сделка может гарантировать заинтересованность Трампа в Украине – теперь, когда он вложился в это публично”.
Ирина Жуковская