Karolis Kavolelis
Посредником в достижении соглашения о прекращении огня между США и йеменским движением “Ансар Аллах” выступил Оман. Власти страны сообщили, что обе стороны договорились не наносить друг подругу удары, а хуситы отказаываются от атак на американские суда в Красном море и в районе Баб-эль-Мандебского пролива. Израиль в этой сделке не участвует.
Решение США: прекращение бомбардировок
Президент США Дональд Трамп объявил о немедленном прекращении авиаударов по хуситам. По его словам, йеменцы согласились не бить по американцам на важных судоходных маршрутах Ближнего Востока.
«Они сказали: пожалуйста, больше не бомбите нас, и мы не будем атаковать ваши корабли», — заявил Трамп. «Я приму их слово, и мы немедленно прекращаем бомбардировки хуситов».
В марте, США начали крупнейшую военную операцию против “Ансар Аллах”, в ходе которой, по данным Пентагона, были уничтожены сотни боевиков и командиров, нанесён ущерб инфраструктуре движения. По оценке CNN, только первые недели операции обошлись почти в миллиард долларов. Пентагон сообщил, что с середины марта было поражено более 1 000 целей.
Хуситы: атаки продолжатся
Хуситы, в свою очередь, отрицают, что согласились прекратить атаки на американские суда. Представитель политического совета движения заявил Bloomberg:
«Операции в Красном море и против Израиля не прекратятся до завершения агрессии в Газе».
С начала войны Израиля против ХАМАСа в секторе Газа в октябре 2023 года, хуситы начали наносить удары по судам в Красном море и запускать ракеты по территории Израиля, заявляя, что действуют в поддержку палестинцев.
Реакция Израиля
В Израиле заявление Трампа о прекращении американских ударов по хуситам вызвало удивление. По мнению израильских источников Ynet, решение США не связано с Израилем и касается только безопасности американских судов. Официального уведомления израильская сторона не получала и не понимает, как это повлияет на действия хуситов.
На фоне визита Трампа на Ближний Восток, министр по стратегическим вопросам Рон Дермер направился в Вашингтон для консультаций с американской администрацией.
Сенатор Линдси Грэм приветствовал решение Трампа, но обратился к Израилю с призывом: «Делайте всё необходимое для защиты вашего воздушного пространства и граждан». Он добавил: «Без Ирана у хуситов нет возможности атаковать Америку, международные торговые пути или Израиль».
Внутриполитические разногласия в США
Внутри американской администрации сохраняется напряжённость между сторонниками жёсткой линии в отношении Ирана и сторонниками изоляционистской политики «Америка прежде всего». Израиль воспринимается как фактор, подталкивающий США к военному противостоянию с Ираном.
По данным СМИ, одной из причин увольнения советника по национальной безопасности Майка Волца стали его «интенсивные контакты» с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху по вопросу возможного удара по Ирану, что противоречило усилиям Трампа по заключению нового ядерного соглашения.
Американские источники сообщили CNN, что заявление Трампа стало результатом «бурной дипломатической активности» между США, Оманом и хуситами. По их словам, соглашение должно «создать импульс» для будущих переговоров по ядерной программе с Ираном. Пока дата следующего раунда переговоров между Вашингтоном и Тегераном неизвестна.
Цена перемирия
Эксперты отмечают, что достижение даже временного перемирия стоило США значительных ресурсов. «Достичь этого спорного перемирия было нелегко», — заявил Бехнам Бен Талеблу из Фонда защиты демократий. Он добавил: «Тегеран доказал, что хуситы — это для него дешевый, но эффективный инструмент террора, который приносит высокую отдачу при минимальных затратах».
Трамп анонсировал, что в ближайшие дни сделает «важное заявление» перед своим визитом в Саудовскую Аравию, Катар и ОАЭ. Арабские СМИ утверждают, что речь пойдёт о гуманитарной помощи Сектору Газа без участия ООН.
В Израиле отмечают, что несмотря на тесную координацию с США, между странами сохраняются разногласия по вопросам Ирана, вывода американских войск из Сирии и сближения Вашингтона с Турцией. Решение Трампа не посещать Израиль в рамках ближневосточного турне вызвало критику в израильском истеблишменте.